Сканер краски автомобиля: виды, характеристики и назначение

Сканер краски — такое название автолюбители дали толщиномеру — полезному прибору для оценки толщины лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля. Сканирование — наиболее точное описание принципа работы этого устройства. При проведении измерений никаких повреждений краске и металлу под ней не наносится. Толщиномер как бы сканирует слой ЛКП на автомобиле и выдает точное значение его толщины.

Виды сканеров для краски

По типу основания, на котором возможно измерение слоя лакокрасочного покрытия, выделяют:

  • Сканеры краски на черном металле. В этих приборах используется магнитный принцип измерения толщины ЛКП. Поэтому по цветным металлам и их сплавам, не обладающим магнитными свойствами, приборы этого типа не работают.
  • Сканеры краски на цветном металле. Здесь использован вихретоковый принцип, основанный на разделении двух сред: проводящего электрический ток металла и слоя лакокрасочного покрытия с ярко выраженными диэлектрическими свойствами.
  • Универсальные сканеры краски. Работают по железу, алюминию и меди. Выбор метода измерений производится прибором самостоятельно, исходя из магнитных свойств основы. Если под слоем ЛКП железный кузов, применяется магнитный способ измерения, более точный на этом материале. Если алюминий или медь, используется вихретоковый способ измерения.

Ранее считалось, что универсальность — отличительная черта профессиональных дорогих приборов. Доступные сканеры краски для автолюбителей измеряли слой ЛКП только на железном кузове. К тому же и все отечественные машины выпускались именно из железа, и толщиномеры по цветному металлу особым спросом не пользовались.

С появлением на вторичном рынке автомобилей с оцинкованным кузовом и деталями из цветного металла, потребность в универсальном сканере краски возросла. Сегодня большинство производителей предлагают такие толщиномеры в своей продуктовой линейке.

Профессиональные и любительские сканеры краски

Разделение сканеров краски на профессиональные и любительские условно. Выбор нужной модели зависит от задач, которые вы ставите перед прибором, ваших навыков работы с ним, частоты использования.

Преимущества сканеров для автолюбителей

  • Доступная цена.
  • Точность, достаточная для обнаружения перекрашенных деталей и шпатлевки. Этих критериев достаточно при выборе машины на вторичном рынке, если ее стоимость не превышает 500 тысяч рублей.
  • Не требуются процедуры калибровки и обслуживания.
  • Отсутствие требований к квалификации пользователя. Вы измеряете толщину ЛКП на разных участках кузова и делаете выводы. Перекрашенные детали будут иметь толщину краски, отличную от ее значений в других точках.

Преимущества профессиональных сканеров ЛКП

  • Высокая точность при измерениях толщины лакокрасочного покрытия по цветному и черному металлу.
  • Гарантированное выявление факта перекраски автомашины в профессиональном автосервисе. 
  • Процедура калибровки профессиональным приборам требуется один раз при обработке 2-3-х автомобилей. В некоторых моделях реализована функция автокалибровки. В этом случае от пользователя никаких дополнительных действий не требуется.
  • Неприхотливость и морозостойкость. Работа возможна при высокой влажности и морозе до -40 °C.
  • Минимум кнопок и настроек. В ряде моделей клавиши на корпусе отсутствуют. Измерение производится автоматически при прижатии датчика к металлу.
  • Удобство считывания информации. На профессиональных сканерах краски предусмотрен большой контрастный экран. В ряде моделей реализована функция автоповорота дисплея для измерения в горизонтальном и вертикальном положении.
  • Наличие памяти для записи результатов измерений и поддержка связи с компьютером для их последующей обработки.

Как использовать сканеры краски

Заводская толщина лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля зависит от производителя, модели и года выпуска. Среднее значение составляет примерно 120 мкм, но может варьироваться в пределах от 60 до 170 мкм. При перекраске деталей в автосервисе после аварии толщина краски меняется.

При подборе машины на вторичном рынке начните измерение слоя ЛКП с крыши. Она редко страдает в авариях, поэтому и перекрашивается реже других частей кузова. Сравните полученное значение с заводским для этой модели и автопроизводителя. Найти его можно в интернете на специализированных формулах автолюбителей. Например, для автомобилей марки Ford типовое заводское значение составляет 140-170 мкм.

Затем обследуйте остальные части машины методом квадратов. При таком способе толщина краски определяется в вершинах воображаемых квадратов со стороной 15-20 см.Так вероятность пропустить места подкраски минимальна. Наиболее частые варианты:

  • Толщина ЛКП на элементе отличается от средней по машине на 5-10 мкм. Это признак косметической подкраски детали.
  • Толщина лакокрасочного покрытия более 180-200 мкм. Это указывает на использование шпатлевки во время ремонта. Машина серьезно пострадала в аварии в прошлом, дефект пришлось выправлять.
  • Толщина ЛКП отличается от обычного для этой марки значения на 10 и более мкм, но равномерна по всему кузову. Автомобиль перекрашен в профессиональном автосервис, но серьезных дефектов, требовавших шпатлевки, нет.

При выборе конкретной модели сканера для краски исходите прежде всего из стоимости автомобиля, который предстоит купить. Чем дороже машина, тем выше стоимость ошибки при ее диагностике.

Интересным и сбалансированным, с точки зрения качества и цены, решением станут сканеры для краски Horstek. Приборам этого авторитетного немецкого производителя доверяют ведущие европейские автопроизводители. Они рекомендуют их к использованию в своих официальных сервисных центрах.

В продуктовой линейке Хорстек есть доступные любительские модели, использование которых не требует от пользователя специальной подготовки и опыта.